Есть песни (реже альбомы), которые обведены красной линией в жизненном календаре, прошиты красной нитью в генетический код, забиты на вторую кнопку внутреннего радио. Эти треки никогда не стираешь из плейера, хотя, может быть, случается, и не слушаешь их по нескольку лет. Когда меняешь девайс, сразу заливаешь ему в голову эти пару сотен «метров». Они должны быть доступны всегда, как сигареты для курильщика, как гигиеническая помада для приличной барышни, как питьевая вода на южном взморье.
Такие песни (реже альбомы) слушаешь, когда хочешь прочистить уши или наоборот – занавеситься от особо надоедливого дождя, (вождя) попутчика или вихря образов. Защита эта работает безупречно, проверено. А в продутые в ходе операции «чистые уши» легче залетают светлые мысли.
Песни эти волшебные немногочисленны. Полностью чудесных альбомов в моем арсенале всего два (повезло). Один из них – A Love Supreme Джона Колтрейна. Знаменитый релиз культового лейбла Impulse!, выпущенный в легендарном 1964 году, когда еще все начиналось.
Джон Колтрейн – известный джазовый композитор, саксофонист-виртуоз, один из основоположников фри-джаза – направления, которое дало новое дыхание джазу, сделало его полноправным глобальным музыкальным стилем со своим Старым и Новым заветом.
A Love Supreme – без сомнения, самый совершенный и влиятельный альбом из самого плодотворного и успешного года в карьере Джона Колтрейна. Значение Колтрейна для коллег по джазу невозможно переоценить. Но именно эта 40-минутная сюита заметно повлияла на музыкантов из других сфер. Готов спорить, Рей Манзарек за пару лет до Doors заслушивался этим альбомом. Вспомните хотя бы бессмертную Light My Fire. И т. д. Предлагаю самим оценить свою музыкальную эрудированность.
Я представлю лишь три показательных факта: когда A Love Supreme звучит в комнате, где собрались и общаются люди, он воспринимается как еще один собеседник, которого невозможно игнорировать; под A Love Supreme нельзя управлять машиной, но приятно гулять по суетливой Москве – Колтрейн создает ровно столько хауса, чтобы стать его полноправной частью; A Love Supreme нравится моему коту, он всегда выползает его послушать.
Здесь я хотел рассказать о композиции альбома A Love Supreme, но потом подумал, что каждому будет самому интересно проверить всю цепочку и каждое звено доказательства одного интересного утверждения, которое происходит на протяжении 4-х частей A Love Supreme.
Сейчас уловил – Юрий Шевчук в кайфном альбоме ДДТ «Черный пес Петербург» буквально цитирует мелодию из последней части A Love Supreme на строчках «Навалилась беда, как на огонь вода. Сплющила морду синим стеклом – смотрит в дом» и т. д. Слушаю. Слушаю.